You are viewing duke_igthorn

 
 
02 September 2013 @ 12:22 am
Грязный плагиатор  
Я вообще существо весьма невежественное в искусстве. Только сегодня (слушая лекции проф. Гринберга) я узнал, что широко известная тема из Баховских "Страстей по Матфею" была нагло сторренченапозаимствована Бахом у композитора с совершенно неизвестным мне именем Хасслер (не путать с журналом Хастлер). Вот бы кто засудил Баха за нарушение копирайта и ущерб за несколько столетий?



Справедливости ради, иногда честно пишут "Мелодия Хасслера, обработанная Бахом" - так что не буду свое невежество экстраполировать на весь мир.

Ну и чтобы продолжить цепь плагиата, мои любимые Саймон и Гарфанкель отомстили за Хасслера:



Да, и к вопросу о невежестве. Впервые эту тему я услышал в совершенно попсовейшей обработке Баха (даром что Королевский Оркестр)



В районе 2:16 несколько секунд ее...

Прямо так и хочется спросить, не сделал ли что-нибудь с ней Макаревич? ;)
Tags:
 
 
 
( 7 comments — Leave a comment )
You  never  can  tell  with bees: pic#72326762dil on September 2nd, 2013 06:13 am (UTC)
Запости в muz_dvoynik
Дюкарьduke_igthorn on September 2nd, 2013 07:15 am (UTC)
Подозреваю, что в музыкальных сообществах это боян, сорри за каламбур-с:)
speedy gonzalez: я?cupermar on September 2nd, 2013 07:47 am (UTC)
это не "боян", это факт на уровне "общего места". Haßler известный композитор времен позднего ренессанса - раннего барокко. причем, "композитор-песенник", автор разнообразных канцон и мадригалов, часть которых была заимствована для протестантского богослужения. У меня есть книжечка протестантских хоралов с нотками:) Вот по таким книжечка на службе и пели (и поют до сих пор). Имена авторов этих хоралов давно никто не вспоминает, а мелодии во времена Баха были столь же широко известны, как сейчас, ну, скажем некоторые песни Битлов:)) Бах вставил в свои "Страсти" хорал, а не спер мелодию.
Кроме того, во времена барокко и даже чуть позже практика заимствования и обработки мелодий, тем, а то и целиком произведений была общепринятой. У того же Баха есть клавирные концерты, представляющие собой обработку концертов модного тогда Вивальди. А первые 4 фортепианных концерта Моцарта официально есть обработка сонат разных композиторов.
Тема неисчерпаема, можно долго продолжать:)
Дюкарь: smiling dukeduke_igthorn on September 2nd, 2013 08:06 am (UTC)
Ну, "общее место" - среди тех немногих, кто обладает образованием, что ко мне не очень относится, о чем я признался в первой строке:) Но я вижу, что во многих случаях, даже когда воспроизводят именно этот фрагмент, фамилия Хасслера не упоминается. Разве это красиво?

Вот того же Макаревича пинали и пинают за тыренье у Битлов, Дайр Стрейтс и пр. Почему ж Бах себе позволял? Или это у нас почти всех и правда копирайт головного мозга, в разной степени?...

Насчет неисчерпаемосяти - может, просто где-нибудь попадался текст на эту тему? Интересно же

Edited at 2013-09-02 08:07 am (UTC)
speedy gonzalez: я?cupermar on September 2nd, 2013 10:20 am (UTC)
"просто текст" не припомню - это совокупность информации, хранящейся у меня в голове:)
У нас и правда копирайт головного мозга. раньше к этому относились иначе. Самый одиозный и свежий пример - Шнитке, вставлявший цитату на цитате в свои произведения, не указывая автора. И ничего:)
Но в музыке это общепринятая практика. Про 17-18 века я упомянула выше. Начало 19-го, "фантастическая симфония" Берлиоза вся построена на теме хорала Dies irae. Начало 20-го, Эжен Изаи написал свои скрипичные сонаты "по мотивам" баховских сонат и партит, напрямую цитируя (посмотри на начало 2-й сонаты, например).
Ну и т.д.
Дюкарьduke_igthorn on September 2nd, 2013 10:24 am (UTC)
Ну да, значит, это нам надо лечиться... мама, мы все тяжело больны...
arseniiv on January 11th, 2014 01:46 pm (UTC)
Когда-то я уже постил рядом песню "У самовара я и моя Маша" и одну из арий Моцарта. Первые 3-4 такта там практически идентичны. И в общем-то ваше открытие подтверждает исключение)

Edited at 2014-01-11 01:47 pm (UTC)
( 7 comments — Leave a comment )